29-01-2020 08:00

Вымышленные миры: почему они интересны и для чего они нужны

Почему для нас интересны вымышленные миры и для чего они вообще нужны? Давайте с этим сегодня разберемся. С давних-давних времен человечество рассказывает истории: сказки, легенды, басни. Рассказчик нередко приводит слушателя – а сегодня читателя – в яркий вымышленный мир. Конечно, в известной мере вся литература говорит о вымышленных людях и обстоятельствах: даже историческая проза придерживается представления о событиях, а не строгой исторической хроники. Если же брать фантастическую литературу, то ее авторы честно говорят читателю: «Да, это все выдумка. Но попробуем сыграть по этим правилам и представить, что это происходит в действительности». Какие же причины побуждают авторов писать о вымышленных мирах, а читателей – наблюдать за приключениями героев в них?

Посмотреть на общество с другого ракурса

Правила пересказа историй долго предусматривали, что речь пойдет о чем-то таком, что есть на Земле. Поэтому многие авторы времен Давней Греции, Рима, Средневековья и даже Нового времени, использовали в качестве сюжета путешествие в затерянный уголок мира, где может происходить все, что угодно. Часто благодаря такому приему рассказчик показывал, на каких других принципах может быть основано общество. Справедливые законы, разумное управление обществом, распределение ресурсов, – многое из таких попыток изображения идеального общества мы сейчас называем «утопиями», апеллируя к произведению Томаса Мора.

Общество с другого ракурса в вымышленном мире

В ХХ веке возникает противоположный к утопиям жанр – антиутопии (или дистопии). В них идет речь о пороках общества, которые могут привести к несправедливости и дискриминации, о мирах, где тоталитаризм празднует победу. Человечество изменяется, но страхи остаются, потому за Евгением Замятиным, Олдосом Хаксли, Джорджем Оруэллом и Карин Бойе, приходят новые авторы: Филип Дик, Роберт Хайнлайн, Сьюзен Коллинз, Джеймс Дэшнер, Вероника Рот, Татьяна Толстая.

По-своему смотрят на близлежащую реальность также авторы так называемого классического фэнтези. Вымышленный мир, похож, на первый взгляд, на Средневековье, подчеркивает и заостряет проблемы, волнующие автора и его современников. В эпохе «Властелина колец» Джона Толкина можно увидеть отголосок Первой мировой и предчувствие новой войны. В мультирасовом мире, где есть эльфы, орки, гоблины и гномы, можно рассуждать о проблемах миграции, мультикультурализме, сосуществовании разных обществ без страха получить судебный иск. Метафорический переход к мифологии позволяет обговаривать важные для общества вещи без дидактики и наставлений. Достойны внимания имена мирового фэнтези – Роберт Сальваторе, Джо Аберкромби, Урсула Ле Гуин, Наоми Новик, Марина Семенова...

Нельзя обойти и городское фэнтези, где время действия максимально приближено к нашему. Город, где разворачивается сюжет, часто узнаваем, однако мир все равно остается условным. В городском фэнтези еще ярче проявляется способность авторов задевать актуальные темы. Сегодня это одна из самых популярных разновидностей литературы вымышленных миров; в мире в нем работают: Нил Гейман, Чарльз Де Линт, Татьяна Зинина…

Увидеть влияние изобретения

Изобретение, которое что-то изменяет в окружающем мире, – классический прием научной фантастики, на его основе построены немало произведений Жюля Верна. Хьюго Гернсбек, один из родителей американской фантастики, видел в произведениях фантастов способ познакомить читателей с новейшими изобретениями и возможностями, которые они дают людям. Естественно, что технический прогресс и новые научные достижения способствуют популярности таких текстов.

Изобретения в вымышленном мире

В советское время фантастические произведения, где важное место имеет технический прогресс, были идеологически правильными, поскольку «звали молодежь во ВТУЗы» и утверждали мощь советской науки. Впрочем, постепенно научные фантасты перестали пользоваться таким приемом – в США раньше, на наших поприщах не так давно – и начали фокусировать внимание на изменениях в обществе, которые вызывает технический прогресс. Боб Шоу, Кильям Гибсон и Брюс Стерлинг, Питер Уоттс, Чарльз Стросс, Александр Беляев – знаковые имена для научной фантастики.

Овладеть своими страхами

Страхи в вымышленном мире

Жажда страшных историй – неотъемлемая часть человеческой природы. Дети рассказывают страшилки, взрослые читают литературу ужасов. Иногда говорят, что такие истории словно готовят человека к чрезвычайным ситуациям и рассказывают, как в подобных случаях себя вести. По другой теории, страшные истории подчеркивают зону комфорта читателя, в которой он может абсолютно безопасно пощекотать себе нервы. Так или иначе, а разнообразие ужасных вымышленных миров довольно большое: от экзистенциальных ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта до почти реалистических историй Стивена Кинга, где ужас подкарауливает героев в повседневности.

К этой категории еще можно прибавить многочисленные постапокалиптические тексты, где идет речь о разрушенной – катаклизмами, эпидемиями, войнами – цивилизации.

Спросить «А что, если?»

Многим интересно, какой была бы история, если бы… Если бы Юлий Цезарь узнал о мятеже, крестоносцы удержали бы Иерусалим, а Петр I не узнал бы о предательстве Мазепы. Список таких «точек» большой и для каждой культуры или страны. Авторы, создавая альтернативные исторические сюжеты, могут или опираться на аутентичные фигуры и события определенной эпохи, или использовать машину времени и послать в такую «точку» агента, который должен изменить историю.

Как это будет в вымышленном мире

О таких агентах с другого времени – или, как их еще называют, «пришельцев» – написано много произведений и у нас. Агенты обычно действуют во времена Второй мировой, обеспечивая Советскому Союзу победу над фашизмом.

Наблюдать за «лучшим Я»

Лучший я в вымышленном мире

Иногда хочется, чтобы все получалось, чтобы все проблемы легко решались, и не было никаких преград. Бывает так, что автор изображает себя главным героем своей книги, однако этот двойник – лучше. Герой-мужчина может сам разобраться с любой техникой и отрядом межгалактического спецназа, уничтожить дракона или соблазнить всех принцесс параллельного мира. А героиня влюбляет в себя эльфа из старинного королевского рода, оборотня и в придачу парочку гарнизонов окружающих крепостей, у нее лучшая фигура во всей галактике, самая милая улыбка и самая богатая коллекция платьев. Для обозначения таких произведений – а точнее, их персонажей – даже изобретен термин «Мэри Сью» или «Марти Сью», в зависимости от пола главного героя. Но как бы над ними не насмехались, такие книги, вероятно, имеют терапевтическое действие, поэтому и остаются стабильно популярными.

Развлечься

Эта причина последняя в списке, но не по важности. Путешествие по вымышленному миру возбуждает фантазию. За приключениями героев интересно следить, особенно когда они попадают в неприятности и с честью и юмором выходят из них. Вымышленные миры могут быть и веселыми – из смешных ситуаций читатель тоже может почерпнуть для себя что-то важное. Замечательную приключенческую фантастику писали Гарри Гаррисон, Роджер Желязны, юмористическое фэнтези – Роберт Асприн и Терри Пратчетт. Космооперы или фэнтезийные королевства – поджанр не такой и важный, главное, чтобы история захватывала.

Развлечение в вымышленном мире

Конечно, мотивацию авторов и читателей нельзя свести только к этим причинам, да и хорошие, качественные тексты, которые интересно читать, не ограничиваются только одной мотивацией. Главная же причина, почему писатели и читатели обращаются к вымышленным мирам, – это, по-видимому, желание выйти за границы реальности, посмотреть на что-то абсолютно новыми, свежими глазами. Вымышленный мир дает для этого нужные инструменты.